Открываем швейцарскую школу: организация учебного процесса

by - августа 31, 2020


Так получилось, что у меня в семье много работников образования (включая даже меня лично). Это учителя в прошлом и теперешнем, репетиторы, завуч, директор, даже один преподаватель, профессор и декан известного факультета родного университета! Некоторые, конечно, совмещают по несколько вышеупомянутых должностей и занятий, но суть не в этом. Всем без исключения интересно, что у нас тут в швейцарской государственной школе творится, иными словами, как тут организовано обучение детей и каким образом оно отличается от нашего собственного. А так как наша дочка вот уже месяц ходит в первый класс, мы уже более менее вошли в курс дел, плюс - я ещё и родительское собрание посетила, так что могу немного рассказать. 

*Все фотографии школьных помещений сделаны мной во время родительского собрания.  

Некоторые организационные моменты я уже описывала в предыдущем посте на эту тему, можете почитать здесь. Упомяну, пожалуй, что в каждом из трёх первых классов нашей сельской школы по 17 детей, и что только в нашем сразу две учительницы, котрые работают 60/40. Расписание занятий мы получили по почте за месяц до начала учебного года, и неприятно удивило то, что ни математики, ни чтения там и в помине не было. Просто "занятие", и отдельно упоминаются плаванье, физкультура (потому что для них надо брать из дому спецодежду и полотенца), музыка, религия и труд. На родительском собрании нам представили усовершенствованное расписание, где на месте наших "занятий" уже явно написано, где математика, где чтение, а ещё там проскакивает предмет типа "человек и мир". Нам обьяснили, что так как дети ещё маленькие, они не могут строго следовать расписанию, поэтому учителя сами по ходу занятия решают, к какому предмету сейчас лежит общий настрой класса - читать, считать, или слушать сказки.


В классном помещении нет явных рядов с партами. Парты расставлены везде, многие вовсе не в направлении доски. Что интересно - дети сами решают, где кто будет сидеть. Видите, на каждой парте есть портативный бейджик? Так вот, в начале недели каждый ученик имеет право переставить свой бейджик на ту парту, которая ему ближе по, опять-таки, настрою. Иногда хочется посидеть в компании других, как вот в этой четвёрке, иногда не помешает поглазеть в окошко... А есть ещё одна особая парта, она спрятана между книжной полкой и высоким комнатным растением - здесь можно уединяться тем детям, которым нужно сосредоточиться ну  или просто нужен покой. По правилам, на новом месте надо сидеть неделю, но если вдруг что-то идёт не так, ребёнка без вопросов пересадят за другой стол. И столы, и стульчики регулируются по высоте.


Учебный день начинается с общих приветствий. Все дети садятся в кружок на пол (есть подушки, не волнуйтесь), и то ли поют песни, то ли рассказывают, кто чем занимался на выходных... Это дело занимает обычно минут 15-20, затем все рассаживаются по местам и делают подготовленные учителем накануне задания, практически у всех они разные. На фото выше задание моей дочери, для примера: дан игральный кубик и лист с проекциями его сторон. Надо дописать, какие грани кубика на каждой проекции нам не видны. Я думаю, что это такая  математика :)


Всё классное помещение наполнено визуальными картами и картинками - тут не просто буквы и цыфры, а ещё полно всякой мелочи: рисунки, книжки, настольные игры, цветные папки и карандаши... Досок сразу три или четыре, они расположены на двух стенах класса, и писать на них можно как мелом, так и маркерами. Ну и конечно же интерактивная доска тоже имеется. Рабочий компьютер учителя - Apple Macbook Pro. Учителя упомянули, что дети часто спрашивают, когда уже наконец-то можно играть. Интересный момент - играть разрешают охотно, прямо во время занятий, причём в свободной форме, так что дети сами решают, с кем и во что играть. 


Иногда, когда преподают новый материал, дети идут в соседнее помещение и минут 15-20 проводят там. Таким образом они понимают, что сейчас происходит что-то важное, это надо выучить и запомнить. На фотографиии выше видно материалы для утреннего занятия - тема "Эмоции". Большинство учебных материалов, как например эти фотографии с эмоциями, используются всеми учителями школы, то есть отдельно взятому учителю нет нужды готовить собственные - очень удобно. Музыка, библия, спорт и очевидно плаванье проводятся в разных помещениях и даже в разных зданиях, а в случае с плаваньем даже в разных деревнях (ездят в сопровождении учителя на общественном транспорте)! Так же имеется специальный кабинет труда, где стоят серьёзные станки по обработке дерева и металла, а так же куча всяких тканей, красок и т.п. По слухам эти занятия у детей самые любимые. Например, в прошлом году одним из проэктов было смоделировать и создать переноску для грибов для какого-то книжного персонажа. Я видела эти "переноски" - там вам и утончённые сумочки, и лукошки, и кульки в стиле "только вернулся из Китая", и даже рюкзаки! Удивительно, что может сделать 6-ти летний ребёнок из невзрачной тряпки.


Отдельно упомяну школьную библиотеку. Здесь всё как в обычной библиотеке: у каждого ученика имеется карточка, надо действительно приходить сюда и брать книжки - это задания от учителей. Можно брать книги и для досуга - я лично видела здесь очень неплохую литературу, вышедшую в свет в 2020ом году. Здесь также имеется интерактивный экран и мини-амфитеатр, где можно и сидеть, и лежать (большому количеству детей). Есть подушки, можно сидеть на полу прямо здесь и читать. В библиотеке обычно работают по сменам сами ученики, только старших классов (в нашем случае это третьеклассники).





Учат читать здесь странно. И стрёмно. Только посмотрите на картинки внизу. Но, говорят, технология в эксплуатации уже несколько лет, и все старшие дети прекрасно читают, так что, видимо, это работает. Дети учат не буквы, а звуки. То есть, им рисуют вот такие головы, где каждое выражение лица соответствует какому-то звуку, и таким образом учат составлять слова из звуков. Например, первое слово на рисунке ниже это ОМА, что значит "бабушка". Тут ребёнок понимает, что для того, чтобы произнести слово ОМА надо издать три звука, потому что нарисовано три головы. После осенних каникул на головах этих будут уже написаны и буквы, тогда дети выучат, какому звуку какой знак соответствует. И под Новый год они все уже будут читать полноценные длинные слова, без голов. По крайней мере такой план :)


Вся школа, как и отдельные помещения, наполнена визуальным контентом. Обьясняю. Каждая ступенька пронумерована, везде наклеены буквы и слова, куда ни глянь - информационные стэнды, которые готовят сами же ученики у входа в свои классы. Где-то планеты, где-то страны, где-то растения. Огород это вообще отдельная тема. Каждый год дети сажают цветы, фрукты и овощи. До летних каникул они имеют уникальную возможность лично ухаживать за своими растениями, документируют процесс их роста, фотографируют развитие плодов (в итоге всё это вешают на стэнды) и в конце концов всё съедобное съедают. Просто и естественно. Завидую.




На этом пока всё. Уверена, дальше  больше. Не переключайтесь!

P.S. Первое домашние задание первоклассника! Домашку дают три раза в неделю, она рассчитана на 15 минут работы, то есть 45 минут в неделю. Во втором классе этот лимит вырастает до 20-ти минут (час в неделю), а в третьем - уже целых полчаса (1,5 часов в неделю). Писать учатся только цифры. Буквы начнутся после осенних каникул, надеюсь.






You May Also Like

1 коммент.

  1. Я здесь, чтобы поделиться своим свидетельством о том, что хорошая кредитная компания, которой доверяют, сделала для меня, я из России, и я прекрасная мать 3 детей. Я потеряла свои средства, пытаясь получить кредит для расширения моей вечнозеленой группы компаний. это было так тяжело для меня и моих детей, я пошел в Интернет, чтобы искать помощь в кредите, вся надежда была потеряна до одного рокового дня, когда я встретил своего друга, который недавно получил кредит от очень честного человека, мистера Педро. Она познакомила меня с этим честным кредитным специалистом, г-ном Педро, который помог мне получить кредит в течение 5 рабочих дней, я всегда буду благодарен г-ну Педро за то, что он помог мне снова встать на ноги. Вы можете связаться с г-ном Педро по электронной почте: pedroloanss@gmail.com / WhatsApp: +18632310632 они не знают, что я делаю это для них, но я просто должен сделать это, потому что там много людей, которые нуждаются в помощь в получении кредита, пожалуйста, обратитесь к этому честному человеку, и вы также можете быть в безопасности.

    ОтветитьУдалить