В горы с ребёнком: Arosa

by - марта 19, 2017

... или как я невзлюбила Хайди и Гиги

Начну издалека. Повесть о Хайди является одним из самых известных произведений швейцарской литературы. Это рассказ о событиях в жизни маленькой девочки, живущей на попечении своего деда в Швейцарских Альпах. Жизнь 8-ми летней Хайди достойна экранизации на Нетфликсе - здесь есть всё: детские переживания, стариковские причуды, радости, дружба, слёзы, зависть, любовь, болезни, Франкфурт, козы и прекрасные пейзажи. Представлена в 1880 году, Хайди сегодня главная и любимая героиня практически всех швейцарцев, ведь все они когда-то были маленькими детьми, которые если и не жили с дедушками в горах, выпасая каждый день коз, то по крайней мере этих коз встречали и местные горы видели и исходили вдоль и впоперёк. В общем, расскажу сегодня о походном маршруте Хайди и Гиги - одном из самых известных в Швейцарии.

Ехать придётся в городок Arosa. Время в пути немалое - 2 часа. Особенно сложно даётся путь вверх от  города Chur - отсюда идёт извилистый и узкий серпантин, и когда думаешь, что ещё пять минут и всё, а потом смотришь на GPS, а там написано что ехать ещё 43 минуты, то тошнит в три раза сильнее. Ну в общем, как-то доехали. Благо детей укачивает быстро, и все спят. Путь Хайди начинает от парковки Prätschli, куда мы потом в конце дня вернёмся на автобусе. Парковка на целый день стоит 8 франков. Маршрут хорошо подготовлен и размечен (на карте зелёным пунктиром), идти легко и нетяжело. Первые полтора часа по крайней мере :)

В общем, дорога от парковки Prätschli (1908 м) до ресторана Alpenblick (1953 м) (оригинальное название - "вид на Альпы" - как по мне, в горах все рестораны должны назваться имеено так, это же логично) просто мечта: практически ровная тропа, по которой ездят коляски и даже время от времени красивые лошадки туристов катают на санках. Здесь всё как положено: идти легко, виды на горы замечательные, есть и лес, и солнце, и снег. Иногда конечно проезжают лыжники, но их практически незаметно. Я отметила необычно большое количество пеших туристов, как мы. Средний возраст 55+, группы по 4+ человек. В ресторане все дружно обедают, и спускаются вниз, в город. Мы же продолжили "восхождение" к вершине Hörnli (2511 м).

Ёлочки в какой-то момент закончились. Остальные люди пропали ещё раньше. В следующие полтора часа мы были абсолютно одни, окружённые бескрайними снежными холмами и угнетаемой тишиной. Ребёнок благосклонно уснул, так что идти было легче, чем если бы он бодрствовал. Но всё равно идти было тяжело. Здесь надо упомянуть, что хотя я и большой любитель походить по горам, но вот обожателем подъёмов в 600 м, ещё и зимой, меня не назовёшь. Мне легче спускаться - тогда ты не задыхаешься, не потеешь, можешь спокойно наблюдать и фотографировать окружающую красоту. И спускаться быстрее. А муж говорит подниматься лучше - этот режим более щадящий физически, в первую очередь для ног, а ещё это же самое натуральное кардио, можно на фитнессе сэкономить. Только почему-то, когда поднимается он, кажется буд-то он совершает прогулку по пляжу Гоа на фоне заката, а когда поднимаюсь я, то чувство как у альпиниста на полпути к Эвересту, котрый при этом ещё вяжет носки и доказывает в уме теорему Ферма.

Мы поднялись на вершину за полчаса до отбытия последней гондолы (в которой таки получилось спуститься вниз). От остановки Hörnli-Talstation курсирует местный автобус, его конечная остановка и была той, где мы запарковали машину с утра. Интересный факт: у нас не было билета на гондолу, как не было и турникетов при входе, то есть работает схема заходи-не-бойся-выйдешь-заплатишь. Вышли, я стала искать, кому бы заплатить. Нашла дяденьку-технаря, который сообщил, что тётя на кассе уже ушла домой (было 5 часов воскресного вечера), и что платить некому. Сказал,мол, выходите уже и да свиданья :) Потом водитель автобуса, которому я активно пыталась заплатить за проезд, сказал что "цена автобуса вкючена", и отвернулся. Куда она включена? Подозреваю что в какой-то местный дневной проездной, который к слову сказать покрывает все здешние подъёмники и стоит удивительно дёшево, всего 45 франков в день. Его ещё и дают бесплатно, если ты здесь с проживанием в отеле. Какая-то магия. Короче, так и добрались - совершенно бесплатно. Мелочь, но приятно.

Вы наверное заметили, что мы не прошли весь путь Хайди до конца. В оригинале дорога занимает около 6-ти часов, и включает перемещение на нескольких подъёмниках от вершины Hörnli до станции Motta, которая находится на противоположном склоне горного хребта, и оттуда ещё надо идти вниз аж до городка Lenzerheide, также немало известного курорта Швейцарии. И самые внимательные наверное уже догадались, что мы и не должны были подниматься - оригинальный план подразумевал парковку у нижней станции подъёмника Hörnli-Talstation, подъём на гондоле вверх, и такой спокойный спуск назад, аж до парковки Prätschli. В общем, с точностью да наоборот. Именно такой маршрут я и буду рекомендовать. Подниматься стоит только тем, кому уж очень это нравится, скорее всего без детей и тяжёлых фотоаппаратов. Хотя мы и доказали, что подъём возможен тоже, так что решать конечно же вам.

Решила покричать, всё равно никто не слышит :)

P.S. А кто же такой Гиги? Я думала, это какой-то неизвестный друг Хайди, с которым им нечем было заниматься только вот по таким горам лазить и нервировать старого дедушку. Но нет! Того друга звали Петер, и они действительно дедушку доставали. А вот с Гиги история другая. Оказывается это вымышленый персонаж одной известной песни местной исполнительницы ("Gigi vo Arosa", 1975). До какого-то момента он был вымышленным, а когда певица давала в Арозе концерт, местные решили нарядить одного молодого парня, начинающего тренера по лыжному спорту, и отправить его символично дарить букет певице, прямо на сцену. С тех пор он стал таким олицетворением Гиги из песни и полноправным символом Арозы как горнолыжного курорта. Он живёт в Арозе и сегодня - самый известный лыжный тренер Швейцарии. А Хайди на самом деле жила с другой стороны хребта, и вот если бы она поднялась к вершине, и Гиги бы поднялся со своей стороны, то они бы встретились (не учитывая отсутствия тогда трёх подъёмников и очевидную разницу во временных и возрастных рамках) то у них случилась бы наверное любовь, или что-то такое, потому что там везде на значках нарисованы сердечки. В общем, про любовь не знаю, а вот такое удачное объединение двух курортных зон считаю очень даже крутым логистическим решением. Молодцы ребята.