Затерянная Камбоджа: джунгли, храмы, люди и дожди

by - февраля 09, 2017

Дорогие друзья! Все, кто меня забыл, все, кто вспоминал и скучал, все, кому все равно - я снова с вами, а вместе со мной ваша любимая рубрика - фоторепортаж. Сегодня я расскажу вам об одном магическом месте... Месте, где тепло и ярко в любое время года, где мартышки воруют еду прямо из рук проходящих зевак, где люди улыбчивы и добродушны, где деликатесом считаются красные муравьи и утиные зародыши, где делают сногшибательный массаж-антистресс, где коррупция процветатет даже ярче, чем у нас дома, где гоняют на тук-туках и мотоциклах, не имея пр этом водительських прав, где провода киллограмами свисают со всех столбов, и никому до этому нет дела, где в школу ходить необязательно, а замуж выходят в 17, где древние народы возводили грандиозные храмы вместо того, чтобы воевать и разрушать, где самые красивые в мире закаты и рассветы... Сегодня я расскажу вам о Камбодже.


Если бы два месяца назад меня спросили, куда я хочу поехать в ближайшие лет 10, там было бы много интересного: Южная Африка, Исландия, Марокко, Япония, ОАЭ, США, Норвегия... Ой, вы же не справшивали :) В общем, там вряд ли была бы Камбоджа. Ведь путешествуя с ребёнком на руках приходится думать о вещах очень практичных, например о санитарии, наличии инфраструктуры, безопасности и т.п. И для меня Камбоджа далеко не первая страна, которая всплывает в воображении, когда я думаю об идеальном отдыхе с ребенком. Ещё и лететь туда часов 13. А ещё, что там вообще есть? Море есть, окей. Экзотические фрукты есть, рис, рыба. Скорее всего там всё дешево, потому что лететь дорого. Вот пожалуй и всё. Не для нас. 




А потом представьте моё удивление, когда я обнаружила себя перед экраном монитора, активно бронирующую билеты в Сием Рип. Да, я тоже об этом городке услышала впервые совсем недавно, и тоже гуглила его :). Мне выпала уникальная в своем роде возможность - поехать в путешествие в компании подруг, без мужей, детей, памперсов и всего прочего - и я поехала. Решение было непростым, но обдуманным и взвешеным. Решение было одним из лучших в моей жизни. Как в итоге и само путешествие. Так что пока я безвозвратно не утонула в воспоминаниях и эмоциях, говорю огромное спасибо мужу, без поддержки и понимания которого вы сейчас бы листали пустые страницы. 




Ангкор - вот что вы должны знать. Это пожалуй всё, что может предложить Камбоджа туристу классическому, коллекционирующему и ценящему мировое наследие, древние памятники культуры и человеческой истории. Ангкор завораживает, притягивает и очаровывает, а всё остальное здесь - приятный бонус. По крайней мере моё знакомсвто с Камбоджей оказалось именно таким. Поэтому и рассказ свой я начну с Ангкора-Вата, храма действительно уникального в своем роде и грандиозного по своей сути.






В середине 19-го века в Европе проводились всякие весёлые выставки. Они открывали миру много нового, и не только в сфере строительства или физики. На одной из таких выставок в Париже один молодой человек по имени Анри Муо страшно заинтересовался Камбоджей - джунгли, сезоны дождей, широкополые шляпы, море, рисовые поля, фермеры... Да, видимо на выставке тогда легко представляли целую страну, и не одну - дикость по нашим меркам, конечно. Тогда мсье Муо собрал семью и чемоданы, и выдвинулся в путь - вперёд к приключениям, где-то в самом центре Земли. Он в итоге и  стал известен тем, что "открыл" и популяризировал в Европе Ангкор-Ват - гигантский индуистский храмовый комплекс в Камбодже, посвящённый богу Вишну. Я только представляю себе выражение лица мсье Муо, когда он карабкается сквозь вековые заросли каких-то неизвестных деревьев, по уши в болоте, как настоящий первопроходец (чего он, судя по всему, сильно жаждал), и вдруг перед ним открывается башня, затем вторая, третья, потом стена, потом фрески, потом столбы и вот это всё... Храм, который он "открыл" (хотя известно, что здесь люди были всегда, даже "туристы" из Европы, как ни странно) является крупнейшим из когда-либо созданных человеком культовых сооружений и одним из важнейших археологических памятников мира, который сегодня конечно же включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.







«Увиденные мною памятники строительного искусства огромны по своим размерам и, по моему мнению, являются образцом самого высокого уровня по сравнению с любыми памятниками, сохранившимися с древнейших времен. Я никогда не чувствовал себя таким счастливым, как сейчас, в этой великолепной тропической обстановке. Даже если бы я знал, что мне придется умереть, я ни за что не променял бы эту жизнь на удовольствия и удобства цивилизованного мира». Спустя несколько месяцев мсье Муо умер от малярии, подхваченной в здешних джунглях. А Ангкор-Ват оказался далеко не единственным храмом в этой Богом забытой части света. Оказывается, в Кхмерской империи, на территории которой и находится всё это великолепие, страшно любили строить храмы, причём каждый новый правитель стремился перещеголять в строительстве своего предшественника - так мы и получили сегодня огромный храмовый комплекс, покрывающий территорию в сотни квадратных километров. Даже больше, в 2007 году международная команда исследователей с использованием спутниковых фотографий и других современных технологий пришли к выводу, что Ангкор был крупнейшим доиндустриальным городом в мире. Здесь проживало около миллиона человек, в то время как население Парижа не превышало 20 тыс.







Во время экскурсий нам удалось увидеть не только Ангкор-Ват, но и некоторые другие храмы, большую часть которых разрушили время и окружающая природа. Увиденное и услышанное конечно впечатляет. Я всё время думала ну как так, построить такой огромный храмовый комплекс, используя громадные камни и плиты из далёких карьеров, потом всё это расписать и украсить, практически на болоте, где каждый год всё затапливается и смывается куда-то в океан, где джунгли растут не на шутку, а вот именно заращивают всё вокруг быстрее, чем застраивают люди, когда вообще-то и есть не особо есть что, и нападают со всех сторон всякие враги... И построили же! И сегодня эта культура уже канула в Лету, туда же, куда делись инки, майя, египтяне, греки и Священная Римская империя... Как же тогда было интересно жить, а потом раз - и нету вас. Хотя конечно же люди везде остались, и живут по сей день, но это уже не те, кто создавал историю. В общем, здесь я задумываюсь о том, что скорее всего через тысячу лет и нас уже особо не будет,  и возможно даже какая-то букашка с планеты СВ345Е, осматривая руины Бурдж-Халифы будет думать так же, как думаю сегодня я.




Теперь, чтобы вы почувствовали контраст моих впечатлений и переживаний, расскажу о том, что поразило меня даже больше, чем Ангкор. Это было приключение в стиле тех дядек, которых мы всегда видим по каналам Discovery, о которых читаем в National Geographic, которые кажется живут в параллельном мире, где одни только джунгли, аллигаторы, ураганы, сокровища, акулы и тому прочее. Мы поехали в местную деревню у берегов озера Тонле Сап. Я о ней особо много не знала - видела несколько красивых фотографий, особенно с закатом на фоне озера. Так что план был грубо говоря увидеть местную жизнь и насладиться закатом. Забегая наперёд скажу, что увидела я гораздо больше, и в лавине нахлынувших тогда чувств насладиться наверное даже и не получилось. Думаю посещение камбоджийской деревни стало самым сильным моим впечатлением из всей поездки в Юго-Восточную Азию.





Все дома в деревне построены на таких сваях, которые достигают 10 м в высоту. Живёт здесь 3000 человек, все коренные кхмеры. Мужчины занимаются рыболовлей, некоторые задеяны в работу с туристами (как наш "таксист" со своей лодкой). Женщины - это тема отдельная. Все, которых я видела, катают в лодках туристов, причем почти все - с детьми на руках. В Камбодже вообще с женщинами история такая, классическая: сидят дома, рожают детей, не работают. Особенно в сёлах. По описанию почти как у меня дома - лет 50 назад. Разница только в том, что у нас надо в школу ходить, причём лет 10-11. Здесь же в деревнях в школу ходит очень мало детей, и большинству хватает 3-4 лет. Наш "таксист" в школу не ходил вообще - так я встретила первого в моей жизни человека, который не ходил в школу, и непонятно, умеет ли он например читать и писать. Доллары считать умеет наверняка.




Когда начинается сезон дождей, уровень воды в озере поднимается настолько, что даже местная речка меняет направление течения. Можете себе представить?! По сей день в год из Тонле Сапа извлекается по 300 тысяч тонн живой, трепещущей биомассы — сомов, карпов, гигантских змееголовов, собственно пресноводных змей и черепах. А во время дождей все эти дома всего на какой-то метр выше, чем окружающая вода. Люди в такое время передвигаются исключительно на маленьких лодках, которые в высокий сезон используют для катания туристов.



Итак, здесь меня поражало практически всё. Канал, по которому мы плыли, вода, деревья, дома, люди, дети, лодки, запахи, затем мост сквось мангровые заросли такого красивого зелёного цвета... Потом закат. Потом мне вручили псевдо-руль и жестами сказали, мол давай, рули! И минут семь управляла лодкой с тремя пассажирами, плывя посреди сочных джунглей на фоне багрового заката. В Камбодже. Чтобы вы понимали, никогда, ни в какой вселенной я бы не подумала, что застану себя в такой импозантной обстановке. Всплакнула, да. Как и в зачарованном мангровом лесу. Как и в лодке часом ранее, за спиной своей "таксистки", в компании её 7-ми летней дочки, которая в абсолютной тишине затопленных джунглей напевала какую-то странную детскую песенку, водя рукой по воде, и капли падали необычно громко, а её голос отдавался эхом вокруг, как в тех страшных фильмах Дэвида Линча, чтобы вы понимали. Обстановка была мистическая и печальная. И очень впечатляющая.






Я почти всю жизнь прожила в окружении гор. Ну или высотных зданий. Закат - это дело тонкое. Или не так говорят? В общем, здесь он такой... качественный, всеобъемлющий, подавляющий не только свет, но и краски, и голоса... Я даже переживала, справится ли фотоаппарат с поставленной задачей. Ну вроде справился. А домики на сваях в лучах заходящего солнца стали ещё загадочнее, и даже немножко пугающе.









Ещё одним приятным бонусом оказался отель, в которм мы жыли, где тебе все улыбаются и кланяются, преподносят влажные полотенечка и свежевыжатые соки, где отличная кухня, яркий бассейн и замечательный спа. Кстати, массажи и всякие манговые обёртывания и скрабы - обязательно к опробыванию, не просто для отдыха, а для незабываемого экспириенса, как говорят. Конечно же поездка в Камбоджу запомнилась навсегда. Это одно из таких жизненных приключений, которые вспоминаешь, когда грустно и весело, даже когда тебе 90 лет. Страна особенная в своём контрасте, где сказочные рассветы и закаты, где дети бегают босиком и всё ещё играют камушками, где в деревнях нет электричества, а полями бродят стада диких бантенгов, гауров и коупреев (это такие южноазиатские быки). Здесь ты начинаешь чувствовать, будто приоткрыл завесу некоего мира, глубоко естественного по своей природе, и само это обстоятельство внушает спокойную уверенность: с неповторимой окружающей средой ничего страшного не произошло и не произойдет. Что ж, а мне остаётся всего ничего: упиваться воспоминаниями и отчаянно надеяться, что ещё хоть раз в жизни удастся пережить приключение, подобно этому.












You May Also Like

0 коммент.